Актюбинский юридический институт МВД Республики Казахстан им.Малкеджара Букенбаева

Учебно-методический центр

Учебно-методический центр является структурным подразделением Актюбинского юридического института имени МалкеджараБукенбаеваМинистерства внутренних дел Республики Казахстан.

Работа центра направлена на планирование и организацию учебного процесса; координацию учебно-методической работы факультетов, кафедр и работы Учебно-методического совета института; на освоение и организацию распространения инновационных форм и активных методов обучения; обеспечение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции профессорско- преподавательского состава.

В состав центра входят:

1) отделение организации обеспечения учебного процесса (далее – ОООУП);

2) отделение мониторинга и контроля (оценки) качества образования (далее – ОМиККО);

3) группа дистанционного обучения (далее – ГДО).

ОТДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Основные функции отделения:

– организация учебно-методической работы;

– участие в разработке рабочих учебных планов и образовательных программ;

– участие в разработке документации, регламентирующей образовательный и учебно-методический процесс;

– организация мероприятий учебно-методического характера: учебно-методических сборов, конференций, круглых столов, семинаров и т.п.;

– организация проведения открытых и показательных занятий профессорско-преподавательским составом Института;

– разработка единых требований и методических рекомендаций по подготовке учебно-методических материалов;

– организация планирования учебного процесса;

– составление академического календаря;

– составление расписания учебных занятий;

– организация контроля планирования и учета учебной нагрузки.

Открытые занятия проводимые профессорско-преподавательским составом Института

Заседание Учебно-методического совета

Учебно-методический совет (далее-УМС) института является постоянно действующим коллегиальным органом при заместителе начальника института по учебно-методической работе. УМС вырабатывает основные направления методической работы в институте, координирует взаимодействие факультетов, центров, кафедр и других структурных подразделений института, участвующих в учебном процессе, в области методической работы, а также способствует внедрению перспективных направлений научно-методического обеспечения учебного процесса в целях повышения уровня подготовки специалистов.

В своей деятельности УМС руководствуется нормативными документами Министерства науки и высшего образования и Министерства внутренних дел Республики Казахстан, а также Уставом института, Положением, решениями Ученого Совета, приказами и распоряжениями начальника института. В сферу полномочий УМС входит подготовка решений в области учебно-методической деятельности.

Деятельность Учебно-методического совета

Основными направлениями деятельности УМС являются:

• Стратегическое планирование и координация учебно-методической работы в целях совершенствования качества образования в институте.

• Мониторинг, анализ и оценка качества учебно-методической работы в институте.

• Содействие обеспечению факультетов центров и кафедр нормативно-методической документацией и рекомендованной Министерством наук и высшего образования Республики Казахстан.

• Содействие научному обеспечению учебно-методической деятельности в институте.

• Участие в организации и проведении мероприятий, проводимых

Министерством наук и высшего образования и Министерством внутренних дел Республики Казахстан по лицензированиюВСУЗов.

• Проведение конференций, семинаров и совещаний по проблемам высшего и послевузовского образования.

Организация деятельности Учебно-методического совета

• УМС работает в соответствии с годовым планом, который формируется на основе стратегических целей института в области обеспечения качества образования.

• Работой УМС руководит председатель, а в его отсутствие –заместитель председателя. Председатель представляет УМС на заседаниях Ученого совета при обсуждении вопросов по учебно-методической работе.

Деятельность по совершенствованию учебно-методического обеспечения учебных дисциплин в учебных подразделениях реализуется семью предметно-методическими комиссиями кафедр, работа которых также координируется Учебно-методическим центром института.

Организация и проведение занятий  в Школе педагогического мастерства

Работа центра по повышению профессионального мастерства преподавателей, педагогический стаж которых не превышает трех лет, осуществляется в рамках Школы педагогического мастерства, основными направлениями которой, являются: обучение начинающих преподавателей основам методики преподавания, развитие навыков учебно-методической работы, оказание содействия им в приобретении практических навыков чтения лекций, использования новых средств обучения.

В целях реализации Меморандума о сотрудничестве между Оренбургским государственным университетом и Актюбинским юридическим институтом МВД Республики Казахстан имени М. Букенбаева, а также в рамках академической мобильности между профессорско-преподавательским составом ВУЗов 26 октября 2023 года доцентом кафедры организации судебной  и прокурорско-следственной  деятельности Оренбургского государственного университета, кандидатом педагогических наук Максименко Еленой Ивановной для слушателей Школы педагогического мастерства проведена гостевая лекция на тему «Профессиональные требования и педагогические методы подготовки юристов в странах ЕАЭС» где с участниками были обсуждены наиболее актуальные и проблемные вопросы педагогической деятельности.

Традиционным подведением итогов учебного года является проведение центром совместно с факультетами института учебно-методических семинаров, тренингов,а также конкурсов «Лучший преподаватель ВУЗа» и «Лучший учебно-методический материал»

31 октября для преподавательского состава института был организован семинар-тренинг «Профилактика профессионального выгорания» с приглашением магистра психологии и педагогики, координатора социальных проектов, журналиста, семейного консультанта Турниязовой Алии Урингалиевны. На семинар-тренинге были подробно разобраны признаки и причины возникновения профессионального выгорания, рассмотрены стадии развития синдрома профессионального выгорания, а также участники имели возможность опробовать полученные теоретические знания в практическом опыте.

Организация и проведение конкурса

«Лучший учебно-методическийматериал»

Организация и проведение конкурса

«Лучший преподаватель ВУЗа»

Конкурс на звание «Лучший преподаватель ВУЗа» является соревнованием в профессиональном мастерстве среди профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) института.  Цель конкурса повышение профессионально-педагогической культуры, уровня учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы ППС, повышение мотивации к дальнейшему профессиональному развитию преподавателей.

Порядок проведения конкурса

Конкурс проводится согласно критериям рейтинга кафедр с начала учебного года с подведением итогов по завершению учебного года. Начальниками кафедр на основании рейтинга и коллективного решения подается заявка претендента, участвующего в конкурсе «Лучший преподаватель ВУЗа»:

1) заявка по форме на участие в конкурсе на присвоение звания «Лучший преподаватель ВУЗа»;

2) сведения в соответствии с качественными и количественными показателями (согласно рейтинга);

3) годовой план-график работ (согласно рейтинга);

4) личный листок по учету кадров;

 5) копия документа, удостоверяющего личность

В критерии рейтинга входят:

  1. Педагогическая деятельность:
    1. Организация и проведение учебного процесса:

– открытые занятия;

– занятия с привлечением практических работников;

-выездные занятия.

1.2 Опубликованные(издания) учебно-методического материала (учебное пособие, справочник, практикум).

1.3 Создание электронных учебных изданий (учебных пособий, учебные видеоролики, видеолекции, практикум)

1.4 Разработка авторской программы

  • Научно-исследовательская деятельность:

2.1 Выступление с докладом по научным мероприятиям (в научных, научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах)

2.2Участие в нормотворческой (законопроектной) работе

2.3 Подготовка и опубликование научных статей

2.4 Издание

2.5 Рецензирование научных и учебно-методических работ

2.6 Внедрение результатов НИОКР

2.7 Научное руководство

  • Повышение квалификации и переподготовка:

3.1 Публичный отчет по итогам прохождения курсов повышения квалификации или служебной командировки

3.2 Прохождение стажировки в образовательных учреждениях или в структурных подразделениях ОВД

3.3 Разъяснение законопроектов в структурных подразделениях ОВД

3.4 Уровень владения языком (гос.язык, иностранный язык)

  • Воспитательная работа:

4.1 Организация работы в полицейских и общественных формированиях

4.2 Проведение занятий с постоянным составом по служебной подготовке и ШПМ

4.3 Опубликование информационно-обзорных материалов имиджевого характера

4.4 Подготовка победителей в спортивных мероприятиях, культурных и творческих конкурсах, турнирах и олимпиадах.  

Победителями считаются участники, набравшие наибольшее количество баллов. Учебно-методическим центром подсчитываются баллы и выносятся на рассмотрение комиссии.

ОТДЕЛЕНИЕ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В функции отделения входят:

—      формирование академических групп и потоков;

—      регистрация в установленном порядке индивидуальных учебных планов курсантов;

—      расчет академического рейтинга курсантов;

—      учет освоенных кредитов курсантов в течение академического периода обучения и за весь период обучения;

—      заполнение транскриптов курсантов;

—      организация и проведение мониторинга текущего контроля успеваемости, рубежного контроля, промежуточной и итоговой аттестации курсантов

в соответствии с рабочими учебными планами и академическим календарем на учебный год,

анализ и подведение итогов;

—      организация академической мобильности;

—      создание фонда средств контроля (банк данных тестовых заданий) и технологий (системы тестирования, анкетирования) для мониторинга

и оценки качества знаний;

—      контроль за соблюдением технологий проведения рубежного контроля;

—      контроль, зачетов и экзаменов во время промежуточной и итоговой аттестации курсантов;

—      организация работы и формирование состава государственных экзаменационных комиссий, анализ результатов и подготовка

предложений по итогам их работы;

—      сбор предложений по развитию образовательных услуг и повышению успеваемости курсантов;

—      разработка документации мониторинга и оценки качества образования;

—      проведение анкетирования преподавателей, курсантов, выпускников;

—      еженедельное подведение итогов индивидуального и группового рейтинга по кредитной технологии.

ГРУППА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В соответствии с лицензией, выданной на основании Приказа председателя Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан №211 от 29 мая 2020 года Актюбинским юридическим институтом Министерства внутренних дел Республики Казахстан имени М. Букенбаева (АЮИ МВД РК имени М. Букенбаева) осуществляется подготовка кадров сотрудников органов внутренних дел, не имеющих высшее образование, за исключением лиц, имеющих высшее образование по специальности «Право», «Юриспруденция» с сокращенным сроком обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Организация учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям осуществляется организованным при учебно-методическом центре структурным подразделением – Группа дистанционного обучения (далее – ГДО), в соответствии с миссией ГДО, провозглашающей «создание условий для роста возможностей для обучающихся, предлагая преимущества инновационных и информационных технологий».

Целями создания и использования технологий дистанционного обучения в АЮИ МВД РК имени М. Букенбаева являются: неотрывность обучения от трудовой деятельности, позволяющая получить высшее образование без отрыва от работы. Повышение эффективности обучения, что достигается через использование новых принципов, приемов и технических средств, к числу которых относится и доступ к нетрадиционным учебным материалам посредством Интернета и т.д.

Основной базой информационных ресурсов университета является образовательный портал (АИС Platonus). Образовательный портал выступает основным информационным центром в управлении системой обучения.

ГДО осуществляет следующие функции:

  1. осуществляет адаптацию подготовленных преподавателями учебных материалов для использования в системах дистанционного обучения;
  2. осуществляет контроль над эффективностью использования и методическим уровнем имеющихся в системе дистанционного обучения образовательных материалов;
  3. собирает заявки на проведение видеоконференций и лекций и подбирает необходимые аппаратные и программные средства;
  4. занимается подготовкой и проведением групповых и индивидуальных видеоконференций;
  5. готовит материалы для обучающихся, слушателей, преподавателей, абитуриентов на сайт Института по тематике дистанционных образовательных технологий;
  6. оцифровывает имеющиеся образовательные материалы и пополняет базы электронных ресурсов Института;
  7. совершенствует и повышает эффективность использования инновационных образовательных технологий и ресурсов;
  8. разрабатывает методические пособия и видео уроки по освоению обучающимися, слушателями и преподавателями дистанционных образовательных технологий;
  9. проводит обучение преподавателей, в том числе повышение квалификации, и вновь зачисленных обучающихся по работе с программными продуктами системы дистанционного обучения;
  10. анализирует эффективность применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе Института;
  11. осуществляет в соответствии с установленными правилами и внутренним регламентом работы ГДО УМЦ текущий документооборот (образовательный и организационный); проводит необходимые мероприятия по набору обучающихся;
  12. формирует предложения по совершенствованию программно-технического обеспечения системы дистанционного обучения;
  13. предоставляет доступ к ресурсам образовательного портала Института;
  14. предоставляет возможность проведения электронных тестирований и дистанционных консультаций;
  15. анализ результатов промежуточной аттестации, обучающихся с применением дистанционных технологий;
  16. осуществление регулярного мониторинга работы преподавателей в системе дистанционного обучения.

ГДО провела работу по внедрению в учебный процесс на базе дистанционных технологий обучения нового модуля АИС Platonus – модуль «Задания». Модуль «Задания» предназначен для назначения, контроля выполнения заданий для обучающихся по различным видам контроля. Данный модуль позволяет реализовать такой основной элемент дистанционного обучения, как чат-технология (асинхронный и синхронный обмен сообщениями). Функционал позволяет преподавателю выставить оценки за выполненное задание на странице проверяемого задания, что освобождает время преподавателя на поиск академического потока и обучающегося в модуле «Журнал оценок». Модуль позволяет преподавателям и обучающимся более гибко планировать время выполнения задания/проверки задания. А прикрепление файлов формата текст, графика, видео и звуковой ряд позволяют донести информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.